Yachting Rus Cup: рожденный в Сети

Yachting Rus Cup претендует на то, чтобы стать одним из крупнейших парусных соревнований страны. И особенно ценно здесь то, что Кубок Yachting Rus появился «снизу» – он не был инициирован ни меценатом-одиночкой, ни корпоративным спонсором, ни спортивной федерацией. Мы встретились с Петром Лежниным, организатором сообщества Yachting_Rus, появившегося в свое время в «Живом Журнале


Текст Артура Гроховского

Yacht Russia: Петр, как родилась идея яхтенного интернет-сообщества?

Петр Лежнин: Это был 2004 год, ноябрь, недавно закончился очередной парусный сезон. Я тогда ходил на больших петербургских яхтах «Анна» и «Мир» из Центрального яхт-клуба, мне было всего 17 лет. Я активно вел в «Живом журнале» свой блог, но хотелось большего. Хотелось общения с яхтсменами других городов, может быть, даже других стран. Тогда я и решил создать подобное сообщество – просто для общения, ни о чем другом, «более высоком», я тогда и не думал. Формат уже известного на тот момент интернет-форума «Кают-Компания» мне показался устаревшим, ЖЖ для моего замысла был удобнее. Вот так просто все и началось, никаких планов насчет гонок и кубков не было, лишь желание сделать удобный и информативный чисто яхтенный ресурс. Место, где яхтсмены могли бы написать актуальный для них вопрос и получить компетентный ответ своих коллег. В сумме получается своего рода яхтенная мини-энциклопедия.

YR: Пришлось предпринимать какие-то специальные меры, чтобы раскрутить интернет-ресурс Yachting_Rus, сделать его популярным среди целевой аудитории?

П.Л.: Нет, его раскрутили сами участники. Я никогда не тратил на это время и деньги, не занимался какой бы то ни было рекламой. Блог развивался естественно, без каких-либо искусственных стимуляторов. С годами ЖЖ становился все более консервативным, если не сказать – устаревшим, поэтому общение всего сообщества перетекло в Фейсбук как более современную платформу.

YR: А как возникла идея проведения гонок на приз Yachting Rus?

П.Л.: В 2010 году Григорий Аксенов (известный в ЖЖ под ником bidok) написал в комментариях к одному посту предложение померяться знаниями и умениями на практике, а не «соревноваться в боксе по переписке». Идея была поддержана, начали отмечаться читатели, готовые принять участие в таком соревновании, а я предложил свою кандидатуру в качестве «менеджера» этого мероприятия – того, кто будет, образно говоря, «рулить» всей этой массой людей, отвечать за логистику и прочее. На тот момент в нашем сообществе было примерно полторы тысячи человек, но мы знали друг друга только по ЖЖ-никам. Мы даже палубные роли распределяли в Интернете, совершенно не зная друг друга! Так в моей команде оказались известные яхтсмены Дмитрий Зарицкий и Станислав Шестопалов, но что это за люди, что они умеют, ничего этого я не знал. Мы впервые встретились в Кельне, откуда должны были лететь в Черногорию, где должен был состояться розыгрыш кубка. Это был для меня первый опыт организации регаты и первый опыт участия в роли капитана в любительской команде (раньше я ходил только с профессионалами). А победил тогда, несмотря на мой звездный экипаж, Федор Дружинин, который до сих пор является одним из активнейших участников борьбы за кубок.

YR: Не было ли разочарований при очном знакомстве?

П.Л.: Все прошло шикарно! И те тридцать человек, которые встретились друг с другом на первом кубке, не потеряли друг друга. Все они, насколько я знаю, до сих пор поддерживают связь. Нет, я не могу вспомнить чего-то негативного, наоборот, сложилась своя компания, в ней появились шутки и байки, понятные лишь своим.

YR: А откуда взялась матчасть для проведения первого кубка?

П.Л.: Компания «Эксперт-Марин» предоставила четыре яхты Beneteau 36.7.

YR: Что такое сегодня Кубок YachtingRus лично для тебя?

П.Л.: Это площадка для развиртуализации нашего интернет-сообщества. Спортивная составляющая тоже, конечно, важна, но все же главное – возможность увидеться, познакомиться, возможно, совместно реализовать какие-то давно задуманные планы, например, были совместные плавания, переход через Атлантику. А некоторые любители после гонок кубка перешли в профессиональный парус, реализуют себя как перегонщики, как капитаны на любительских регатах. Уже и дети пошли. Дети кубка…

YR: Скольких человек из сообщества ты знаешь лично?

П.Л.: Пожалуй, человек четыреста…

YR: В каком формате сегодня проходит кубок, в каких городах проводится?

П.Л.: Кубок разыгрывался и в формате матч-рейса, и в формате гонок флота. Сейчас мы перешли на гонки флота и регаты с пересадками, полностью уравнивающие шансы экипажей, этот формат нам подсказал наш партнер – Североевропейская парусная лига. Наши регаты проходили в Баре, на Кипре, Киеве, Одессе и на озере Гарда.

YR: Получается, Россия обделена вашим присутствием?

П.Л.: Была регата в Калининграде. А в этом году проведем матч-рейс в Москве, потом будут гонки в том же Калининграде в рамках фестиваля Jazzand Sail. Завершим сезон на Гарде, где пройдет регата четырех московских клубов, один из которых будет представлять сообщество Yachting Rus.

YR: У вас в партнерах Североевропейская парусная лига, а наша Федерация не обращалась к вам с предложениями о совместной работе, об участии в гонках Национальной парусной лиги?

П.Л.: Нет, Федерация к нам ни с какими предложениями не обращалась. Но было забавно узнать, что в ходе «ребрендинга» ВФПС изменила свое англоязычное название, сделав его похожим на наше, а кроме того, нынешний логотип федерации – это практически один водин наш старый логотип, использовавшийся до 2013 года. Нет, никаких претензий, наоборот, это показатель того, насколько хороши и наш бренд, и наша идея.

YR: Не возникала ли внутри сообщества идея стать неформальной альтернативой Национальной лиги?

П.Л.: Нет, быть малой, неформальной и независимой организацией нам проще: легче выбирать места для регат, при этом мы не связаны политическими или иными ограничениями. Кстати, идея Национальной парусной лиги была фактически «пробита» тем же Григорием Аксеновым, федерация в этот замысел долго не верила.

YR: Что скажешь об уровне спортивности регаты Yachting Rus Cup?

П.Л.: Спортивность я бы оценил так: в матч-рейсе – это добротный «исафовский» четвертый грейд. Все-таки перед нами стоит задача не испугать новых участников чересчур высоким уровнем, ведь они в матч-рейсе выбираются жеребьевкой в момент открытия регаты. Сейчас трудно вспомнить, кому в голову первому пришла эта идея так формировать экипажи. На первом кубке мы долго распределялись, кому с кем гоняться, а на втором решили довериться судьбе. А на четвертом была заведена еще такая практика: заявляясь капитаном, ты оставляешь за собой возможность оказаться в экипаже простым матросом. Капитанов тогда у нас оказалось больше, чем команд, которые можно было сформировать. И было решено: каждый, кто хотел гоняться капитаном, пусть расскажет о себе, после чего люди голосованием выберут, кто из них достоин того, чтобы возглавить команду. При этом мы стараемся не уходить в формат «облегченной» регаты, у нас все серьезно. И жеребьевка лодок идет каждый день – как раз с целью уравнивая шансов.

YR: Насколько интернационален Yachting Rus Cup, имеет ли он признание за рубежами России?

П.Л.: Сегодня в гонках кубка принимают участие яхтсмены из России и россияне, живущие за ее пределами. До 2014 года в кубке гонялось немало украинцев, при этом регата в Одессе оказалась самой интернациональной: в ней приняли участие 13 экипажей, сформированных из граждан России, Украины, Норвегии, Финляндии, Германии, Латвии и Эстонии. Сегодня Yachting Rus включен в официальный календарь итальянской федерации, уже три раза регата проводилась на озере Гарда.

YR: Почему именно Гарда?

П.Л.: Север озера Гарда с его специфическим ветром позволяет проводить гонки так, что часть экипажей гоняется утром, а часть – вечером. Каждый экипаж проводит на воде примерно по четыре часа, а больше и не нужно, для непрофессионалов это разумный предел. Соответственно люди успевают и погоняться, и отдохнуть в ходе береговой программы, просто у кого-то она утром, а у кого-то вечером. Яхты здесь частично клубные, частично личные. Под мою ответственность мне позволяют фрахтовать личные яхты – здесь очень важны дружеские отношения, на них все построено. Вопросы депозита решаются без проблем, так как вся матчасть застрахована обычным путем.

YR: И последний вопрос: каким ты видишь будущее Yachting Rus Cup?

П.Л.: Развитие кубка – проведение матч-рейсов в статусе грейда ISAF, для чего надо будет официально зарегистрироваться. Если говорить о гонках флота, то мы будем проводить их со следующего года на еще более специализированной и более спортивной матчасти, а также стараться увеличивать число яхт в каждом из классов. Меня очень впечатлила лодка класса СВ66, она оказалась еще более сумасшедшей «табуреткой», чем J/70, или J/80, или SB20. Очень быстро начинает глиссировать, но при этом сохраняет безопасность, присущую килевым судам. В таких классах, как J/80 и СВ66, сегодня на той же Гарде можно сформировать весьма внушительные флоты. В этом направлении и будем двигаться.

Справка YR

Петр Лежнин – инженер-судостроитель в третьем поколении. Его бабушка и дедушка были разработчиками судов на подводных крыльях, работая с «тем самым» Алексеевым, отец и мать тоже закончили «Корабелку», передав страсть к морю сыну. В 2013 году Петр закончил Технический университет Гамбурга по специальности гидродинамика. Тема дипломной работы: «Определение гидродинамических коэффициентов гребного винта для судов, движущихся с запроектными скоростями» (сегодня многие торговые суда ради экономии топлива движутся медленнее своих расчетных скоростей). В настоящий момент инженер-фрилансер, работает над частными проектами. Принимал участие в работах для французской команды Кубка «Америки» – по контракту решал некоторые задачи технического бюро, занимающегося расчетами подводных крыльев французского катамарана. На яхте с детских лет. Чемпион Европы и Германии 2011 года в классе ORC.

Рассказывая о столь значимом для нашего паруса явлении, каким как-то незаметно стал Yachting Rus Cup, мы решили не ограничиваться словами его основателя, а показать его «изнутри», дав слово рядовым (и не очень) участникам кубка, в том числе упомянутым ветеранам самого первого розыгрыша 2010 года

Дмитрий Зарицкий, капитан:
– В Yachting Rus Cup я принимаю участие с самого первого розыгрыша кубка, то есть с 2010 года. И хотя я не был в числе организаторов первых регат, я всегда с радостью помогал в решении всех вопросов.
Что для меня Yachting Rus Cup? Это прежде всего очень комфортный и дружеский круг общения, и это замечательная модель кубка – обмен опытом и помощь начинающим. Так как команда определяется жеребьевкой, на первое место выходит задача быстрого обучения экипажа, его «настройка», этакое «экстремальное командообразование». И та же жеребьевка, помимо прочего, помогает быстро перезнакомить и сплотить всех участников. В обычных гонках ты приехал со своим экипажем, с ним живешь, питаешься, проводишь свободное время, а здесь все наоборот, и это оказалось здорово.
Первый кубок помню очень хорошо. В назначенный час былые участники интернет-баталий начали стягиваться в город Бар. Я не знал никого в лицо, даже не знал имен и фамилий, только сетевые ники. За 15 до моего прибытия в Кельн, откуда мы должны были отправиться в Черногорию, я получил SMS от Пети: «Мы стоим под большой буквой В». И я понял, что на этом мое путешествие закончится: какая-такая буква «В» на вокзале, где она? Но поезд открыл двери, и я увидел неподалеку и саму букву, и ребят. Интуиция подсказала, что это они – мои парусные братья. Добрались до Бара, кинулись вооружать лодки, а наутро температура резко упала, и весь берег Черногории покрылся снегом. Так и гонялись под снегом, лепили снеговиков и наблюдали обтекание парусов снежинками. Тогда нас было порядка двадцати человек, а у нас – самый опытный экипаж, что не человек, то легенда. Но это только мешало, и мы заняли последнее место. Уже на следующем кубке из одного нашего экипажа получилось три, и каждый боролся за победу.
После Черногории мы искали места, в которых можно было бы проводить наши регаты. Основные требования были просты – две или более одинаковых лодки и активные местные ребята, которые готовы были бы разделить хлопоты по организации регаты. С лета 2013, когда в Калининграде появились яхты J/70, начали проводить летний кубок у нас, успешно интегрировав его в городской праздник джаза.

Екатерина Сычева, матрос:
– Для меня Yachting Rus Cup в парусном мире – это как «капустник» в театре. Не КВН на телевидении, который тоже подразумевал любительское искрометное веселье, но превратился в натянутый конкурс уже давно не студентов. А именно «капустник»! Театральный! Где хорошие актеры на реальной площадке со всей технической закулисной «матчастью» под руководством профессиональных постановщиков творчески хулиганят, импровизируют, фонтанируют эмоциями, задором и зрителей вовлекают в эту любительскую, но такую качественную и содержательную игру. Получается вдохновенный мастер-класс, обмен опытом и умением, наработками и наблюдениями, щедрый и искренний.
Начав свою жизнь в «Живом Журнале», сообщество пишущих яхтсменов «вывело в свет» своих корреспондентов, давно знакомых по интернет-переписке. Каждый из них был величиной в своем клубе со спортивным детством, с парусной юностью, а кто-то был «чистым теоретиком», но имеющим большой багаж знаний. Тут-то они все и встретились на гоночной дистанции – в первом, втором и так далее, а теперь уже в 14-м «ЖЖ-капе»! И что самое важное – они дали возможность присоединиться к своим таким потешным, но таким серьезным гонкам всем нам: любителям, мечтателям, искателям драйва, рьяным и готовым на любые безумства начинающим яхтсменам.
Ведь тут все как у взрослых. Акватория судоходная. Лодки настоящие, заряженные по-гоночному. Судейство профессиональное. Дистанция – по правилам класса. Правила гонок и Положение о мероприятии всем донесены и разъяснены. Все рулевые, приглашенные в качестве капитанов команд, имеют сертификаты. И тут главная интрига – начинается формирование команд, жеребьевка с идеей равномерно распространить по экипажам опытных бойцов, новичков и середнячков. Ну как равномерно, на все воля случая… В итоге – прекрасная возможность поднабраться мастерства, поделиться навыками, понять все необходимое прямо на «поле боя». И заодно познакомиться, узнать друг друга и подружиться на всю жизнь.
Yachting Rus Cup – это «шоковая терапия». Но эффективная. Вечерние разборы происходящего на дистанции в гонке, протесты и извинения, стихийные семинары по ППГ и метеорологии. Выдающиеся, даже харизматичные личности. Драйв, доброжелательность, юмор, привязанность и даже зависимость. Это теперь для меня огромная семья, которая не хочет разъезжаться.
И я не знаю другой такой системы, которая дает столь мощное ускорение для продвижения от позиции матроса, работающего по команде «потрави-подбери», до тактика или рулевого с высоким рейтингом в яхтенном мире!
Можно, конечно, купить путевку на любую из любительских регат, где вас научат основным правилам и принципам хождения под парусом, повозят по красивым местам и развлекут вечерней программой. И это прекрасно. Для начала. Но неугомонным, пытливым и азартным личностям приходит мысль: «А что теперь?»
А приходите к нам! И посмотрим, уйдете ли вы отсюда неудовлетворенными.

Злата Бредова, блогер:
– Десять лет назад я начала вести свою страничку в блог-сервисе «Живой Журнал». Примерно через год стала читать в «Живом Журнале» ленту Yachting_Rus, а чуть позже начала принимать участие в жизни этого сообщества.
Подобного не было ни до, ни после – форумов, чатов, рассылок я всегда сторонилась. Теперь сама удивляюсь: почему именно сообщество Yachting_Rus так захватило меня? Может, меня привлекла открытость площадки – возможность высказаться в рамках установленных правил любому желающему? И самому распоследнему новичку, и любому парусному «гуру» (или считающем себя таковым). Новичок в ответ на свои публикации получит несколько конкретных ссылок и советов, а тот, кто считает себя гуру, сможет поделиться своими экспертными сокровищами с понимающе-внимающими слушателями или блеснет в словесном поединке с другими знатоками. Или меня привлек стиль общения – публикации с корректным использованием терминологии, интересные новости, повсеместная самоирония и умеренный троллинг любого пафоса и гламура? А может быть, для меня самым интересным в этом виртуальном сообществе оказалось его невиртуальность? При первой же возможности «ЖЖ-камрады» договорились, съехались и отправились гоняться. Bidok в жизни оказался Гришей, big_sailman – Мишей, dzar – Димой, old_skipper – Федей, и так далее (хорошо хоть petryxa оказался Петей, а не Васей). Между тем «виртуальная» жизнь сообщества никуда не исчезла и не обеднела, а продолжала течь своим чередом. Видимо, в самой структуре общения «отцами-основателями» этой площадки были заложены, а потом и развиты какие-то чрезвычайно важные принципы.
Пытаясь описать сообщество Yachting_Rus, я долго искала термин из области политических систем. Можно ли назвать его демократичным? Конечно, нет, ведь решения там не принимаются большинством. Счастливо избегло интернет-сообщество яхтсменов и канцелярского господства – бюрократии, в которую неизбежно скатываются большие общественные организации, те же федерации и союзы. Структурированная модерация спасла Yachting_Rus от свойственной многим интернет-форумам охлократии, при которой контент форума следует за «меняющимися прихотями толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов».
Можно было бы, конечно, саркастически упрекнуть это сообщество в олигархизме («власти немногих»): дескать, что ни пиши, а последнее слово за модераторами, но сообщество явно не обслуживает ни интересы модераторов, ни даже «отцов-основателей», и в эти рамки тоже не вписывается. Почему-то из всех предлагаемых Википедией видов устройства общества к Yachting_Rus подходит только «ноократия» – «власть интеллектуальной элиты с рациональным мышлением».
Что подарило мне сообщество Yachting_Rus? Дюжину хороших друзей, которые живут в другом городе или стране, друзей, с кем видишься раз в году, или раз в десятилетие, или раз в жизни, но друзей таких, к которым можно обратиться по любому вопросу и без оговорок доверить им важные документы, большие деньги или маленьких детей. Даже один такой друг – это много, это состояние. А десять, двенадцать – целое богатство! Yachting_Rus подарил мне и несколько великолепных приключений – первые четыре розыгрыша YRC, в которых мне довелось участвовать, незабываемы.
…Пару лет назад судьба внезапно и решительно вырвала меня из контекста парусной и медийной жизни. Мои будни и праздники стали протекать вдали от плеска волн, азарта гонок и обсуждения событий парусного мира. Но в ленте Фейсбука именно новостям Yachting_Rus и моих друзей я улыбаюсь нежнее всего. И если прошлое тревожит меня какими-то запросами или вопросами о жизни под парусом, я невольно думаю: «Интересно, а что ответили бы на такой вопрос в Yachting_Rus?»

Станислав Шестопалов, дилер Beneteau:
Для меня все началось с болтовни в ЖЖ, где орудовал Гриша Аксенов (мы как раз тогда с ним работали вместе). Yachting_Rus жил своей виртуальной жизнью год-два. Народ там делился опытом,ругался-мирился, некоторых пришлось банить. Так появился клан «отцов-модератов» – Петя Лежнин, Федор Дружинин и Дима Зарицкий. Далее события развивались по законам эволюции – создалась некая критическая масса активных пользователей, и родилась идея провести некую развиртуализацию ЖЖ-юзеров. Просто сесть в баре? Не годится. Но нашелся другой Бар – в Черногории у нас появилась возможность устроить матч-рейс на одинаковых First 36.7.
Идея так всем понравилась, что такие гонки решили проводить чаще и в разных местах. Для меня самый главный феномен YRCсостоит в том, что на регаты приезжает совершенно потрясающий народ! Никаких скандалов, хамства, ругани. Милейшие люди! Много новичков – но не тех, которые хотят получить яхтенные права за две недели, а все больше люди вдумчивые и глубоко погружающиеся. Да и сама атмосфера Кубков очень домашняя и дружелюбная. Организаторы, например, проводят семинары по метеорологии, ППС, такелажке и еще по многим интересным вещам. Очень рад, что имел отношение к становлению этого движения.

Опубликовано в Yacht Russia №5 (85), 2016 г.