Правила или догма?

Начнем с восклицаний. «С ними невозможно гоняться, там одни профессионалы!» – «Эти любители мне весь борт разворотят левым галсом!» – «Гонка вооружений какая-то: побеждает тот, у кого наемники круче!»

Думаете, это редкая зарисовка со шкиперского брифинга? Как бы не так: о новичках и легионерах я слышу последние десять месяцев – раньше, когда мы собирали 20–30 лодок, этот вопрос всплывал периодически, но в прошлом году на нашей регате гонялись 35 яхт, многие на профессиональном уровне, и проблема встала в полный рост.

Так стоит ли нам, организаторам, контролировать составы команд, устанавливать строгие ограничения и наказывать тех, кто их нарушает?

Сперва мне казалось – да, но я решил серьезно изучить вопрос и начал с выяснения, кого считать профессионалом. В гонках монотипов иногда встречаются такие ограничения, например, правило owner-driver, которое гласит, что рулевым должен быть владелец яхты, а не нанятый чемпион. «Что ж, – подумал я, – спросим капитанов». И выяснилось, что для каждого шкипера «профессионал» – это гонщик определенного уровня, но все гоняются по-разному, поэтому убрать или оставить предлагалось совершенно разных людей. Начинающие просили исключить КМС: «Они нас обходят, как стоячих!» КМС просили запретить спорт­сменов-международников: 

«У них баковый с «Синергии», а шкотовый с «Броненосца», еще бы им не собирать медали!» Опытные гонщики жаловались на наемников-хорватов: «Может, они не чемпионы мира, но кормятся с этих лодок и знают акваторию лучше нас. Течения, заходы, ветровые особенности – с этим знанием невозможно бороться!» Логично? Логично. Но вывести единый критерий, по которому мы бы определяли профессионала, я не смог.

Оставив капитанов, я пошел к судьям. За полгода опросил много коллег – международного и национального уровня, русских и британских, в Хорватии и на Карибах. Судьи – на то они и судьи – отправили меня к официальным документам. Мол, проблема разноуровневых экипажей есть на любой регате, и решать ее надо, используя рекомендации ISAF, или не решать вовсе. 

Ну что, я полез в гоночные инструкции, приложения ISAF, рекомендации CSA, правила гонок монофлотов и документы похожих регат. Всю зиму на них потратил и не выяснил ни-че-го! Условия, описанные там, схожи с нашими только в половине случаев. Терминология, которую использует ISAF, оставляет место для собственной трактовки (и она обязательно будет). Продираясь сквозь эти документы, я понял, что это путь в никуда. Кто захочет, всегда найдет альтернативную интерпретацию, а остальные даже читать не будут.

Больше помощь брать было неоткуда, и я засел думать сам. 

Регата «Кабестан» – любительское мероприятие с серьезной организацией, на которое приезжают и профессиональные участники. У нас два судьи (международный ампайр и судья всероссийской категории), три катера сопровождения, прямое судейство с воды, 12 человек поддержки и видеосъемка стартов с разных ракурсов, в том числе с воздуха. Мы обеспечиваем условия для соревновательных гонок. Правила этих гонок известны всем, а запрещать что-то не связанное с критичными вещами вроде безопасности некорректно.

В парусном спорте запреты – формальность. У шкипера всегда есть возможность их нарушить так, чтобы никто не узнал. Недаром говорят, что яхтинг – спорт джентльменов. Коснулся марки и не скрутил штрафной поворот? Давай, обманывай свою совесть.

Мне очень близка идея саморегулирующегося сообщества, которое руководствуется не сводом правил, а общими ценностями. В этом году у нас больше 40 лодок и 300 яхтсменов разного уровня, и всех сближает общая цель – победить. Новички гоняются и растут благодаря хорошей организации и профессиональным соперникам. Не будет первых – регата станет закрытой и зачахнет, как передушенный спинакер. Не будет вторых – пропадет здоровая конкуренция и возможность роста.

Нет, ничего запрещать мы не будем, потому что вроде бы логичное требование «уберите легионеров» быстро превратится в «запретите всех, кто сильнее меня, потому что они выигрывать мешают». У нас так не принято, джентльмены. 

Юрий Фадеев,
директор яхтенной компании «Кабестан» (Великобритания, Россия)