Банковский на Онежском

Банковский кубок с 2011 года стал синонимом Онежской регаты. Таким образом не дали кануть в лету крейсерской регате с огромной историей, любимой многими гонщиками на протяжении более 40 лет


Текст Юлии Скачковой

«Вы же считаете себя офшорными гонщиками, значит, и дистанции у вас будут взрослые. Уйдете в ночь!» – отсек попытки спортсменов перенести старт третьей гонки на светлое время суток главный судья регаты. И вот уже 27 яхт стартуют в сумерки, чтобы отгонять ночную гонку и финишировать под утро.

Возможность пройти по онежской непростой дистанции, проверить себя, лодку и товарищей выпадает раз в год. Холодно, мокро, постоянно дует, навигационная обстановка не дает расслабиться. В этих условиях и кроется ответ на вопрос: «Зачем вы ходите на Онегу?» Хотя популярность подобных регат снижается. Уровень комфорта в нашей жизни вырос, а с ним и потребности в удобном отдыхе. Мы можем позволить себе Средиземку с любыми чартерами, с ресторанами на побережье и уютом отелей. Нам хорошо знакомы Мармарисы и Родосы, а при желании можем рвануть и в океан. Что ни говорите, а палатка, сгущенка, тушенка, гальюн – за борт уже не впечатляют, а у некоторых не укладываются в голове вообще.

А впрочем, в 70-е годы прошлого столетия, когда родилась регата, для проведения месячного отпуска у советского яхтсмена других вариантов, по сути, и не было. Потому и вымирала яхтенная Москва на время Онежской регаты: кто своим ходом со шлюзовками и приключениями, кто весело на барже, короче, кто как, все шли туда. Где грибы да ягоды, где мокнуть с утра до следующего утра и так всю неделю, где вода стального цвета, а грозы приходят внезапно и с последствиями.

Как бы то ни было, и сейчас яхтсмены не забывают онежский маршрут. Кем-то руководят ностальгические чувства – те, что зашиты где-то под кожей. Этим людям недружелюбная Онега близка на физиологическом уровне. Других манит сложность акватории: водоем закрытый, но со всеми прелестями холодного ледникового озера, с подводными опасностями и северными ветрами, в общем, похлеще любого моря будет, и все это тут же приводит человека под парусом в боевую готовность. А кого-то подкупает, как ни странно, доступность. Идти и ехать сюда относительно просто, и «география» участников это подтверждает: Нижний Новгород, Ярославль, Москва, Питер… В последние годы с Белого моря народ приходит, потому что собственных регат мало, а сразиться с новыми соперниками хочется. Вот и идут лодки из Чупы, Северодвинска, Архангельска.

Гонки, конечно, стали короче. И это объяснимо. Время гонщикам дорого. Поэтому нынче вместо двух недель скитаний по Онеге с пересечением ее два раза по диагонали – четкий маршрут, укладывающийся в неделю, миль 270–330 для разных классов яхт.

Регата давно стала визитной карточкой края, но на самом деле петрозаводчанам до нее особого дела нет и все привязки к местным скорее соблюдение формальностей. А ведь могла бы Онежская регата переродиться в нечто большее, ведь аналогов ей в России почти нет. Разве что Кубок залива Петра Великого, но он далеко. Большинство яхтсменов из центра России туда не ездят.

Похоже, не слишком нужна Карелии регата. И вот лишь один пример: в предыдущие годы чиновники чинили препятствия стоянке судов в Петрозаводске, а в этом отказала «кооперативная стоянка», где всегда традиционно стояли лодки. Однако организаторам регаты удалось добиться разрешения на стоянку и в морпорту, и в «Песках». Вообще, если бы не усилия организаторов, спонсоров и частных лиц, ничего бы не было. А вклад в ее организацию члена Попечительского совета ВФПС М.Ю. Сенаторова отмечают все участники регаты. Более того, без слаженных действий инициативной группы во главе с Михаилом Юрьевичем и Анатолием Николаевичем Кондаковым жизнь Онежской регаты была бы невозможна в принципе, как и без помощи генерального спонсора Леонида Алтухова. Вот почему Ассоциация флота четвертьтонников искренне выразила свою признательность М.Ю. Сенаторову и преподнесла памятный секстан в благодарность за содействие гонкам.

…Крейсерская часть регаты началась с финиша «Драконов». Их дневные гонки в Петрозаводской губе в рамках Банковского кубка закончились торжественным награждением и присутствием представителей администрации республики. Затем на старт вышли крейсерские яхты с дистанцией во все Онего. В 2013 году Беломоро-Балтийскому каналу исполнилось 80 лет, и это было решено отметить заходом в дальнюю северную часть озера, близ места входа в канал.

Самая длинная гонка закончилась в Пундушах ранним утром третьего дня регаты. Мокрые, голодные спортсмены падали спать. А вокруг… На фоне яркого карельского неба шокирующая действительность: огромные дыры в стенах старого судоремонтного завода, пара покосившихся портовых кранов, серого дерева сараюшки у воды. В Москве такого не увидишь.

Онежская регата пока выживает. С понтонами для швартовки в местах, где яхты никому не помешают, оттого что там никого нет. С полевыми кухнями. С бюрократическими препонами. Конечно, куда проще не принимать спортсменов совсем, чем тратить силы и время на содействие в приеме. И против всего этого – энтузиазм яхтсменов. За счет него и держится Онежская регата.

А вот если бы… Потенциал у Онеги огромен. Обеспечь местная власть радушный прием – и яхтсменов было в разы больше, как и яхт на озере. Вот как бы сделать так, чтобы проводить регату не вопреки барьерам, а в благоприятных условиях общего внимания, не силами лишь организаторов-энтузиастов, но и стараниями местных властей. И приумножатся тогда яхтенные традиции на родных берегах.

Леонид Алтухов, генеральный спонсор Банковского кубка:
Я начинал здесь, на Онежской регате. Здесь я полюбил парус так, что не мыслю свою жизнь без него. И моя помощь – это не только забота о регате, о замечательных людях, которые ее организовывают, которые ходят по этим красивейшим местам под парусом, но и моя личная благодарность и дань уважения.

Опубликовано в Yacht Russia №8 (56), 2013 г.